----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Государства во многих частях мира регулярно вносят поправки в Конституции, а в некоторых случаях готовят совершенно новые конституции. Это может быть обусловлено разными политическими, экономическими, социальными или иными причинами.
Какова бы ни была причина, одним из ключевых элементов любой конституционной реформы является обеспечение поощрения, уважения и защиты прав человека и основных свобод.
Организация Объединенных Наций отмечает, что «разработка конституции является суверенным национальным процессом и что для обеспечения успеха этот процесс должен возглавляться и осуществляться самими странами.
Не существует «одной шаблонной» конституционной модели или процесса и что национальное авторство должно включать в себя участие государственных структур, политических партий, гражданского общества и широкой общественности».
Необходимость широкого участия в процессе разработки конституции отмечено также в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Поэтому конституция имеет самую высокую степень политической и правовой легитимности в том случае, если она является результатом участия населения.
Процесс подготовки предложений (более 60 тыс.), работа Конституционной комиссии, а также всенародное обсуждение проекта Конституционного закона наглядно показывает важность широкого участия общественности, институтов гражданского общества в этом процессе.
Конституционная реформа Узбекистана направлена на реализацию приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». Притом достоинство человека – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.
Определены следующие приоритетные направления конституционных реформ в сфере защиты прав человека и человеческого измерения:
первое – изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» на новую: «человек – общество – государство», закрепление его в конституционном законодательстве и конституционной практике;
второе – конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, принципа «Общество – инициатор реформ»;
третье – повышение эффективности действующей системы защиты прав человека, надежной защиты прав лиц с инвалидностью, женщин, детей, молодежи.
Узбекистан ратифицировал и, тем самым, обязался соблюдать, семь из девяти основных действующих международных договоров в области прав человека, а именно: Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о правах инвалидов.
Все эти документы послужили основой для совершенствования и подготовки проекта Конституционного закона.
Кроме этого, как государство-участник ОБСЕ, Узбекистан обязался выполнять основные обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения, включая обязательства в сферах плюралистической демократии, верховенства права и демократических институтов; независимости судебной власти; независимых национальных правозащитных институтов; выполнения международных обязательств; защиты от произвольного ареста или задержания; запрета пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; права на справедливое судебное разбирательство и эффективные средства правовой защиты; толерантности и отсутствия дискриминации; гендерного равенства и других сферах.
В первую очередь следует отметить, что проект Конституционного закона включает в себя ряд новых положительных изменений, которых нет в ныне действующей Конституции.
В целом, при том, что в проект Закона предусматривает изменения в 64 статьи и 6 новых статей, из них изменения в 28 статей и все 6 новых статей касаются вопросов прав человека и человеческого измерения.
Впервые на конституционном уровне закрепляется принцип международного права – уважение прав и свобод человека (ст. 17).
Раздел II действующей Конституции содержит перечень прав человека и основных свобод, в который добавлено несколько новых положений.
В предлагаемом проекте значительно усилены гарантии прав и свобод человека и гражданина:
- лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке права и основания его задержания;
- подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание;
Статья 27 Конституции содержит узкое определение права на защиту личной и семейной жизни, поскольку это право ограничено «личной и семейной тайной» и узкое толкование неприкосновенности «жилища».
Предлагаемые изменения дополняются «правом на защиту персональных данных», а также «каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда».
Кроме того, в статья 28 Конституции предусматривается право на свободу передвижения и проживания на территории Узбекистана. В проекте предлагается закрепить право выезжать за пределы страны, а также беспрепятственного возвращения в свою собственную страну, закрепленный в пп. 2 и 4 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и п. 20 Венского документа ОБСЕ 1989 г.
В проекте Конституционного закона также закреплен принцип Конвенции ООН о правах ребенка «наилучшие интересы детей должны всегда учитываться во всех касающихся их решениях». Исходя из этого предлагаются изменения в ст.ст. 37, 64 и 65 Конституции.
На конституционном уровне закрепляется принцип Целей устойчивого развития ООН «Никого не оставить позади», в частности, государство создает равные условия для реализации прав и законных интересов лиц с инвалидностью (ст. 39).
Таким образом, многие из новшеств содержат изменения, направленные на реализацию международных обязательств, рекомендации международных органов (спецдокладчиков ООН, ОБСЕ) и повышения до конституционного статуса норм, закрепленных в отдельных законах.
Хотелось бы отметить, что изменения разрабатывались после открытого и свободного публичного обсуждения, который обеспечивал широкое общественное участие и содержательные дискуссии.
Прозрачность, открытость и инклюзивность, а также широкое общественное обсуждение – это основные требования демократического процесса разработки конституционных предложений в Узбекистане.
Соблюдение этих требований позволяют нам отметить, что конституционная реформа позитивно воспринимается обществом в целом, и выражает волю всего народа Узбекистана.
МОСКВА, 17 июля. /ИА «Дунё»/. Директор АНО «Международный институт стратегических исследований «Вектор»» (МИСИ «Вектор») Андрей Хриенко поделился с ИА «Дунё» своими комментариями к проводимой в нашей стране конституционной реформе:
- Сегодня Узбекистан находится на пороге действительно значимого события – референдума по обновлению Конституции страны. События, которое предопределит вектор государственного развития республики и ляжет в основу развития всех сфер жизнедеятельности общества.
Провозглашенный Президентом Шавкатом Мирзиёевым курс на модернизацию, безусловно, требует серьезной базы, как социальной, так и государственной. И предстоящий референдум создаст прочный фундамент для устойчивого и эффективного развития Узбекистана.
Более того, обновленная Конституция должна стать залогом успешной и эффективной реализации поступательной модели развития Узбекистана, направленной на улучшение качества жизни людей.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 4 апреля. /ИА «Дунё»/. Директор по экономике Медиахолдинга «Первый областной», автор проекта «Дипломатическая миссия» Амур Хабибуллин поделился с ИА «Дунё» своими комментариями к конституционной реформе, проводимой в Узбекистане:
- Обновляемая Конституция объединит общество вокруг идеи построения развитого государства – Нового Узбекистана, учитывая интересы всех слоев населения.
В обновляемой Конституции обозначена сильная социальная защита и забота о нуждающихся. Конституцией предусмотрено, что государство возьмет на себя новые обязательства по сокращению бедности, путем обеспечения занятости и защиты населения от безработицы.
Также усилены гарантии прав и свобод человека. Гражданин не может быть задержан более чем на 48 часов без постановления суда, сохраняется тайна переписки.
Согласно вводимым нормам, неопределенность между лицом и властью будет толковаться в пользу гражданина.
Радует, что за преступников их родственники отвечать не будут, это не сможет стать запретом на возможность занять, к примеру государственную должность.
Полностью отменён принудительный труд для детей - это хорошо. Стремление к труду нужно сохранить более мягкими мерами, чтобы дети не стали потребителями.
Расширяется круг конституционных прав и свобод, таких как защита персональных данных, бесплатная юридическая помощь, равенство в доступе к государственной службе, получение гарантированного объема медицинской помощи за счет государства.
За последние 6 лет количество вузов в Узбекистане увеличилось с 77 до 210, прием в них увеличился в 5 раз, а охват высшим образованием увеличился с 9% до 38%. Также хочу обратить ваше внимание на то, что наши дружественные страны активно сотрудничают в сфере образования и сохранения в Узбекистане изучения русского языка. В настоящее время, работают уже 15 филиалов российских вузов, активно функционирует и Российский центр науки и культуры.
В обновляемой Конституции целая глава посвящена молодежи, делается ставка и на их социальных гарантиях. Я хочу, чтобы молодёжь наших стран взаимодействовала как можно больше, находила точки соприкосновения в разных направлениях, как это было в 20-м веке, когда мы были одной страной.
Очень здорово, что обновляемая Конституция Узбекистана включает норму о защите чести и достоинства учителей, заботе об их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте. Педагог является фундаментом для воспитания детей.
Средствам массовой информации и институтам гражданского общества дадут широкие возможности и их надежно защитят
Вмешательство в работу средств массовой информации будет являться поводом для ответственности.
В Конституцию впервые включается отдельная глава об институтах гражданского общества и о гарантиях их деятельности. Это отличный инструмент взаимодействия общества и органов государственной власти, сильный общественный контроль.
Касаясь темы эффективного и компактного госуправления, хочу я вижу, что обновляемая Конституция направлена на усиление Парламента, передачу некоторых полномочий местному самоуправлению, повысится статус судов и судей.
В сфере конкурентоспособности экономики и частного предпринимательства закрепляется норма, согласно которой государство гарантирует защиту прав собственности и смежных прав. Ограничение права собственности осуществляется только на основании решения суда.
Подводя итог, хочется отметить, что перемены для Нового Узбекистана своевременны и необходимы. В условиях стремительно меняющегося мира мы видим, что обновление Конституции — это большой шаг навстречу к гражданам Узбекистана.
Общественное обсуждение проекта конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан" проводится на основе принципов "Народ является единственным источником и автором законов" и "Все важные решения принимаются на основе прямого диалога с народом и с учетом общественного мнения".
Обновленная Конституция как правовая основа для создания нового Узбекистана
На встрече с членами Конституционной комиссии в июне этого года Президент подчеркнул, что обновленная Конституция должна создать прочную правовую основу и надежную гарантию для долгосрочных стратегий развития нашей страны, а также для будущей благополучной жизни нашей страны и народа.
Следует отметить, что идея "За человеческое достоинство", выдвинутая Президентом, а также главный принцип фундаментальных реформ, осуществляемых в Новом Узбекистане, подход "Человек - общество - государство", глубоко укоренились в содержании нашей Конституции, конституционного закона "О внесении изменений и Дополнения к Конституции Республики Узбекистан" стало приоритетной задачей создания проекта.
Наша Конституция совершенствовалась на протяжении многих лет, исходя из потребностей нашего народа, требований реформ и времени, в которое мы живем. Теперь масштабные задачи, определенные в стратегии развития Нового Узбекистана, создание дружественного народу государства, более эффективное обеспечение прав и интересов человека, а также ценность человеческого достоинства создают необходимость создания нового конституционно-правового пространства, подходящего для фундаментальных реформ в нашей стране.
Также глобальные проблемы, которые происходят в мире, и международная жизнь, которая меняется день ото дня, требуют реализации новых и чрезвычайно важных жизненных задач, которые нельзя откладывать в решении таких масштабных вопросов, как дальнейшая модернизация нашей страны, обеспечение мира, стабильного развития, улучшение правовой основы внешней политики.
Сегодня Новый Узбекистан стал государством, основанным на демократических принципах, общепризнанных принципах и нормах, касающихся прав и свобод человека, и конечной целью которого является создание свободной, благополучной и состоятельной жизни для народа.
Следует отметить, что любая реформа основывается на прочной конституционно-правовой основе и позволит достичь благородных целей, благородных задач и эффективных результатов. На самом деле, рассматривая опыт Узбекистана и мира, можно заметить, что конституционные реформы были осуществлены в период радикальных перемен, и что реформы становятся необратимыми только тогда, когда они поддерживаются народом и служат в целях реализации народных надежд и желаний.
Узбекистан предпринимает решительные шаги по построению сильного гражданского общества
МОСКВА, 3 июля. /ИА «Дунё»/. Директор Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Лидия Чумакова поделилась с ИА «Дунё» своим мнением относительно происходящих реформ и предстоящего референдума в Узбекистане по изменению Конституции.
- В основе реформ, проводимых на протяжении последних лет в Узбекистане, лежат конкретные шаги по созданию эффективных механизмов решения актуальных вопросов общественно-политического, социально-экономического и культурного развития страны. Их основной целью является создание условий для обеспечения всестороннего развития государства и общества, модернизации экономики и либерализации всех сфер жизни. При этом приоритетными направлениями проводимых преобразований являются реформирование системы государственного управления и государственной службы, повышение уровня профессиональной подготовки государственных служащих, внедрение современных механизмов, направленных на повышение эффективности работы при реализации задач общественно-политического и социально-экономического развития страны, а также обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления и повышение качества оказания и доступности государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства.
Внесение поправок в Конституцию целиком отвечает главным векторам и направлениям развития страны. С учетом действующей Конституции в 2017 году была принята «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017‒2021 годах». Однако Конституция – это не застывшая доктрина. Не случайно принятие поправок в Основной закон ряда зарубежных государств, произошедшее в конце прошлого века, позволило говорить о развитии гражданского общества и укреплении прав и свобод человека в этих странах. Для реализации задач, отраженных в Стратегии развития, необходимы надежная конституционная основа и прочная законодательная база, без которых система государственного управления не может обеспечить повышение конкурентоспособности национальной экономики и благосостояния граждан. В связи с этим внесение изменений в Конституцию полностью соответствует современным реалиям развития и изменениям, происходящим в республике.
В состав Конституционной комиссии по внесению изменений в Конституцию вошли депутаты, сенаторы, представители всех регионов Узбекистана, институтов гражданского общества, правоведы, политологи и другие эксперты, представляющие интересы тех или иных социальных групп. Комиссию возглавил Акмал Саидов, первый заместитель спикера Законодательной палаты и директор Национального центра по правам человека, который принимал участие в разработке проекта действующей Конституции. Такой состав комиссии позволил ей построить свою работу в соответствии с принципами профессионализма, открытости и прозрачности, опираясь на предложения и мнения представителей широкой общественности и народа.
Роль общественного мнения имеет особое значение, которое следует учитывать в процессе законотворчества, особенно когда речь идет о внесении изменений в Основной закон страны. Общественное мнение является важнейшим фактором, позволяющим правильно отразить потребности и интересы как отдельных граждан, так и гражданского общества в целом, для достижения поставленных законодателем целей и улучшения жизни населения. В процессе общественного обсуждения поправок, вносимых в Конституцию, была развернута широкая дискуссия среди населения, в ходе которой граждане проявили высокую активность и заинтересованность. Такое обсуждение, безусловно, способствовало более полному учету интересов народа.
В проекте обновленной Конституции предлагается закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство». В соответствии с этим в ней определяются конституционные основы развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране. В целях полного обеспечения прав и интересов подрастающего поколения в новой Конституции всесторонне определены приоритеты государственной молодежной политики, вопросы поддержки молодежи, ее права и обязанности. В целях повышения эффективности действующей системы защиты прав человека в Конституции также отражены вопросы недопущения детского труда, надежной защиты прав инвалидов, представителей старшего поколения. На конституционном уровне также планируется закрепить вопросы развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки. Все это имеет самое непосредственное отношение к интересам всех широких слоев населения республики.
В проекте Конституции закреплены три основных направления, направленных на развитие Узбекистана. В первую очередь в нем предлагается заменить ранее действовавший принцип «государство – общество – человек» на принцип «человек – общество – государство», закрепив его в национальном законодательстве и правовой практике. Во-вторых, в процессе экономических реформ главным критерием должно стать обеспечение интересов человека. По мнению законодателя, это является важнейшим условием построения действительно народного правового государства. И третьим важнейшим нововведением, которое предлагает проект новой Конституции, является конституционное закрепление в ней роли и статуса институтов гражданского общества по принципу «Общество – инициатор реформ», что также является требованием времени и одним из залогов будущего развития республики.
Не вызывает сомнений, что внесение в Конституцию предложенных поправок будет способствовать укреплению и развитию конкурентоспособности национальной экономики, совершенствованию государственного и общественного строительства, обеспечению верховенства закона и реформированию судебно-правовой системы, обеспечению безопасности и межнациональному согласию, развитию социальной сферы, обеспечению прав, свобод и законных интересов каждого человека, формированию уважительного отношения к человеческому достоинству, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене.
В Узбекистане осуществляется процесс подготовки проведения референдума по проекту Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан». На голосование выносится единый пакет поправок, которые должны изменить Основной закон страны более чем наполовину (число статей планируется увеличить с нынешних 128 до 155).
Процесс проведения реформ всегда тесно связан с гармонизацией правовой базы, требованиями нового времени. Народ Узбекистана, государственные органы и институты гражданского общества объединены идеей либерализации всех сфер жизни, достижения важных целей и задач, что в свою очередь требует совершенствования конституционно-правового пространства.
Так, поправки в Конституцию важны для Узбекистана и с экономической точки зрения. Ведь наша страна за последние несколько лет существенно изменила экономическую модель развития. В результате экономика стала более открытой, интегрируется в мировые экономические институции. Все это позволяет не только поднять ВВП, но и улучшить качество жизни народа.
В настоящее время реформы в Узбекистане осуществляются в соответствии с принципом «человек - общество - государство», то есть интересы людей стоят превыше всего. Согласно статье 1 Конституции в новой редакции планируется объявить Узбекистан социальным государством. Это в очередной раз отражает стремление возвысить ценность человека, защитить его права, интересы, честь и достоинство.
Конституционная реформа объединяет все общество вокруг идеи построения Нового Узбекистана. Главное - в этом процессе учтены интересы всех слоев населения. Как отметил глава государства, содержание Конституции должно быть наполнено идеей «Во имя чести и достоинства человека» и базироваться на главном принципе наших нынешних реформ «человек - общество - государство».
Многие страны мира закрепили в своих конституциях и претворяют в жизнь модель социального государства, предполагающую возведение в качестве высшей ценности человека и создание условий для достойной жизни, свободного развития личности. Современное социальное государство - это страна с мощным экономическим потенциалом, которая всецело обеспечивает социальную защиту населения, а ее экономика имеет социально ориентированную структуру.
Узбекистан как социальное государство стремится создать для человека достойные условия жизни, предоставить доступ к материальным благам и ценностям культуры, гарантировать каждому гражданину социальные права. Практика осуществления социальной функции в нашей стране наглядно демонстрирует обеспеченность социальной защищенности населения. При этом проводимые в социальном секторе реформы направлены на последовательное повышение занятости, реальных доходов населения и активности женщин, укрепление системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья и социальной инфраструктуре, на улучшение качества образования, развитие культуры, науки, литературы, искусства и спорта и многое другое.
Следует отметить, что все реализуемые в республике преобразования направлены на построение государства, где на особом положении находятся права и интересы ребенка. Если проанализировать ряд статей Конституции, связанных с правами человека, то можно сделать вывод: документ несет гуманный характер. Например, права несовершеннолетних граждан находятся под государственной защитой. Государство берет на себя обязательство создавать социальные и экономические условия для полноценного развития семьи, а также предоставлять многодетным семьям льготы и социальные гарантии в соответствии с законом. Государство и общество заботятся о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, гарантируют их качественное обучение и должное воспитание. Родители и заменяющие их лица имеют право и обязаны содержать детей до их совершеннолетия, заботиться о них, уделять внимание их воспитанию, образованию, здоровому, полноценному и гармоничному развитию.
Обратимся к статье 42 Конституции в новой редакции, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда определяется с учетом необходимости обеспечения достойного уровня жизни человека. Также запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием ребенка. Это означает, что государство берет на себя защиту прав еще не родившихся и маленьких детей.
Согласно статье 44 Конституции в новой редакции запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Запрещаются любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование.
Согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике», молодежь страны составляют граждане в возрасте от четырнадцати до тридцати лет включительно. К слову, численность населения Узбекистана по состоянию на 1 января 2023 года уже превысила 36 миллионов человек. Большую часть составляет молодежь. Ввиду чего весьма актуальным видится изменение названия ХIV главы Основного закона на «Семья, дети и молодежь». Это является ярким свидетельством того, что молодежная политика возведена в Новом Узбекистане в приоритет государственной политики.
Следует подчеркнуть, что возложение на государство ответственности за обеспечение защиты личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав молодежи, поощрение ее активного участия в жизни общества и государства, создание условий для ее духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного развития, реализации законных прав будет способствовать полноценному проявлению талантов и способностей наших молодых соотечественников.
Эффективность проводимых в государстве реформ определяют такие факторы, как обеспечение верховенства закона, противодействие коррупции, повышение институционального потенциала, формирование сильных демократических институтов. Таким образом, предлагаемые изменения в Конституции страны имеют важное значение в последовательном продолжении начатых преобразований, направленных на обеспечение прав и интересов человека.
Муаттара Рахимова.
Доктор юридических наук, профессор УМЭД.
Екатеринбург, 13 апреля. / ИА “Дунё”/. По инициативе Генерального консульства нашей страны была организована пропагандистская акция под "хэштегом" #bumeningkonstitutsiyam, посвященная предстоящему референдуму по конституционному законопроекту "О Конституции Республики Узбекистан" с участием студентов-соотечественников, обучающихся в Екатеринбурге, сообщает корреспондент ИА "Дунё".
В рамках пропагандистской акции студенческая молодежь призывает всех соотечественников поддержать обновленную Конституцию и активно участвовать в референдуме, который состоится 30 апреля.
Это видео также было размещено в популярных социальных сетях среди соотечественников и студентов на Урале.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 апреля. /ИА “Дунё”/. Директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук Юлия Лаврикова поделилась с ИА «Дунё» своими комментариями к Конституционной реформе, проводимой в Узбекистане:
- Проведение референдума в Узбекистане по проекту Конституционного закона – это не просто мероприятие, а по сути дела утверждение новой эпохи в развитии страны.
Суть реформирования Конституции состоит в отражении основных изменений, произошедших за последние годы в республике.
Узбекистан – это страна с молодым, растущим населением, и в отличие от других стран наблюдается его прирост. Доля населения моложе трудоспособного возраста достигает 31%. Это уникальная ситуация. А доля занятых в экономике – порядка 57%. Естественно, эти изменения требуют прежде всего экономических, политических и общественных изменений во благо молодежи Узбекистана. Молодежь должна активно развиваться и вносить свой вклад в развитие экономики и общественной жизни страны.
Основной принцип в обновляемой Конституции - «человек – общество – государство», и это отражается в том, что количество новых норм Основного закона, закрепляющих права и свободы человека, увеличилось практически в 3 раза. Узбекистан - это не только демократическое и правовое государство, это – социальное государство.
Предлагаемые изменения в Конституцию закрепляют элементы либерализации экономики, фиксирует права предпринимателей, определяет их свободу, утверждает принцип безбарьерности потоков товаров, услуг; изъятие собственности возможно только по решению суда.
Безусловно, Узбекистан строит свою стратегию. Если раньше акцент делался на развитии импортозамещения, на внутренней политике, то сейчас мы видим, как Узбекистан меняется. Он становится открытым для международного сообщества, для международных рынков.
Текст статьи приводится на узбекском языке.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 апреля. /ИА «Дунё»/. Члены избирательной комиссии при Генеральном консульстве Узбекистана в Екатеринбурге, выехали в Уральский федеральный округ России для организации досрочного голосование, сообщает корреспондент ИА «Дунё».
В целях создания более благоприятных условий для наших соотечественников, выехали на места их компактного пребывания, в том числе на рабочие места.
Стоит отметить, что наши соотечественники принимают активное участие в процессе досрочного голосования и ответственно относятся к исполнению своего конституционного права.
Напомним, что при дипломатических и иных представительствах Узбекистана в зарубежных странах создано 55 участков референдума.
Информацию о ближайшем участке референдума можно найти на разработанной ИА «Дунё» интерактивной карте адресов участков референдума, которой в настоящее время воспользовалось около 85 тысяч человек.